Artem Achkasov (artemspec) wrote,
Artem Achkasov
artemspec

Categories:

Дорогами Австро-Венгрии: Огороды империи

Полоски облаков на небе, полоски снега на обледеневшем асфальте, полоски от бороны на полях. В горизонт уходит узкая, неровная дорожка, по бокам прихваченная поредевшими с годами полосками старых ветвистых тополей.

Я всматриваюсь в пейзаж и представляю, как по этой дороге ехали телеги и кареты. Поскрипывали рессоры. Цокали копытами по брусчатке лошади. Здесь, в Польской глубинке, днем с огнем не найдешь автомагистраль. Ограничение скорости на тесных дорожках — почти всегда 50 км. ч. Чтобы доехать в интересное место, придётся потерпеть.

Хотя в любом путешествии, самое важное — это не цель, а процесс. Вот почему я больше всего люблю путешествовать на автомобиле. Долгий, комфортный путь увеличивает ценность достижения цели, а также дает время и повод для размышлений.

О чем думать в дороге? Например о том, сколь занятная штука — история. Начинаешь изучать историю мест, по которым шуршат колеса твоего автомобиля, и понимаешь, что даже самое богатое воображение не способно нарисовать подобное.

Подумайте только, члены одной семьи (уместнее сказать — династии) правили значительной частью Европы почти 650 лет! Кроме шуток. Представители династии Габсбургов правили Австрией, Священной Римской империей, Чехией, Венгрией, Хорватией, Испанией, Португалией, частями Италии и Румынии и даже… Мексикой, хотя и всего три года.

Независимо от того, как называлось государство, Габсбурги были в его главе. С падением Священной Римской империи в 1806 году, самым могущественным образованием на европейском пространстве стала Австрийская империя, позже ставшая Австро-Венгрией. Двуединая империя с двумя столицами (в Вене и Будапеште), объединившая Австрию, Венецию, Ломбардию (части Италии), Богемию (Чехия), Галицию (части современных Польши и Украины), Венгрию, Трансильванию (часть Румынии), Хорватию, Словонию (Словению). В начале 20 века империей были аннексированы Босния и Герцеговина. Другими словами, под властью императора Франца Иосифа, правившего долгие 68 лет (с 1848 по 1916 год) оказалось огромное многонациональное государство.

Собственно, в один день именно это империю и погубило. Титульные народы не сильно заботились о соблюдении интересов славянских наций, и межнациональная напряженность росла с каждым годом. Чтобы спасти империю от падения, наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд разработал проект конверсии монархического государства в федерацию равноправных наций. Империя бы стала не двуединой, а триединой, с учетом славянских интересов. Но этим планам не суждено было сбыться — во время визита эрцгерцога в Сараево 28 июля 1914 года боснийский патриот Гаврила Принцип жестоко расстрелял его и его жену из "браунинга".

Не получив ответа от Сербии на выдвинутый по этому случаю ультиматум, Австро-Венгрия применяет casus belli, формальный повод для объявления войны. На защиту Сербии встает Россия, объявившая мобилизацию… Вскоре и весь европейский континент вспыхнул огнем. Так началась Первая Мировая война, уничтожившая сразу четыре империи (Российскую, Австро-Венгерскую, Османскую и Германскую), и убившая как минимум 22 миллиона человек, большая часть которых была мирными жителями…

Под соусом подобных размышлений даже издевательски медленные польские дорожки уже не в тягость. Гулливер неспешно катится к горизонту, фыркая мотором, как запряженные в большую белую карету породистые скакуны.

Чем ближе к закату, тем прямее и лучше становятся дорожки — лишь для того, чтобы завернувшись спиралью уйти в высокую гору.

Из одной Австро-Венгерской окраины мы попадаем в другую. Окруженная с севера и северо-востока горными цепями Западных Карпат, Словакия — чередование возвышенностей, с которых взирают на путников руины замков,

и плодородных долин.

Более 40% территории используется в сельскохозяйственных целях, как и сотни лет назад. Огороды Империи? И да, и нет. К моменту распада Чехословакии на Чехию и Словакию, своей промышленности в стране почти не было. Зато сейчас ее доля в ВВП составляет почти 40%. Главная статья экспорта — автомобили, которые делают на заводах Volkswagen в Братиславе, Peugeot в Трнаве и Kia Motors в Жилине. А еще тут добывают нефть, газ, бурый уголь…

Столица Словакии — Братислава. Но мне куда интереснее старый город Кошице, расположенный у подножья горного массива Чьерна Гора. Во времена его основания и расцвета, он был частью Венгрии, и именно тут в 17-18 веках зрело венгерское восстание против власти Габсбургов.

Центральная улица Кошице — что московский Арбат. Глянцевые витрины бутиков и антикварных лавок.

По соседству — широкий бульвар. Старинные трамвайные пути между округлых булыжников мостовой.

Средневековое подземелье.

Звонко падает евро-монетка в лежащий на брусчатке потертый черный футляр от скрипки. Хитро улыбается в усы скрипач, сверкает золотой зуб — разносится по тихой улице "Голубой Дунай" Штраусса.

Ледовая скульптура напоминает Пушкина. Это неслучайно — одна из главнейших улиц города названа в честь русского писателя.

Построенный в 14-15 веках, Собор Святой Елизаветы Венгерской — один из самых восточных готических соборов Европы. Высота башни (названной именем Сигизмунда) — 59 метров.

Что ни говори, величественное здание, и снаружи, и внутри. Фотографировать там во время утренней службы я не решился, но гигантский алтарь произвел на меня не меньшее впечатление, чем десятки прихожан, пришедших рано утром помолиться своему Богу…

Чтобы прочувствовать любой город, нужно уйти с местного Арбата во дворы, на мелкокалиберные улочки.

Там-то и открывается Кошице во всей своей скромной, молчаливой красе.

Уже нет глянцевых витрин, из которых смотрят на тебя костюмы с невероятной добавленной стоимостью.

Тут живут люди, о чем говорит каждый фонарь и каждый кирпичик.

Часть зданий, кстати, восстановлена как раз по этим самым кирпичикам. 26 июня 1941 года над венгерским городом в небе появилось три больших бомбардировщика без опознавательных знаков. На центр города было сброшено 27 стокилограммовых бомб.

Официально было объявлено о нападении СССР (хотя далеко не все историки согласны с приведенными доказательствами). Тем не менее, снова – casus belli, формальный повод для объявления Венгрией войны Советскому Союзу…

Побродив по безлюдному ночному Кошице, мы вернулись в тепло кареты…простите, автомобиля, и снова двинулись в путь по некогда Австро-Венгерским землям. Куда? Об этом вы узнаете совсем скоро.

Продолжение следует.

Читайте все посты, посвященные путешествию по Австро-Венгрии:

1. Дорогами Австро-Венгрии: Огороды империи

2. Бродяги и варвары на просторах Словакии

3. Зеркальные цветы с третьей планеты и телепортация в Венгрии

Tags: cadillac, e-m1 mark ii, e-m1ii, escalade, gullivercaddy, olympus, om-d, travel, авто, европа, путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo artemspec september 14, 2015 16:45 16
Buy for 30 tokens
Что такое колесный пароход? Далекое прошлое, перевернутая страница истории, запечатленная на выцветших черно-белых пленках, фильм «Волга-Волга». «Я здесь  все мели знаю…. Вот первая!»  Но в Швейцарии все по-другому. Тут настоящие пароходы по-прежнему бороздят воды Женевского озера - как и сто…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment