Artem Achkasov (artemspec) wrote,
Artem Achkasov
artemspec

Как забросили самую глубокую скважину в мире


Дождь, туман, десять градусов по Цельсию. Это называется полярное лето… Уходящий в небо грейдер — технологическая дорога, и здесь нас быть не должно. Прижимаемся вправо, к обочине, чтобы пропустить идущую навстречу колонну тяжелых грузовиков.

Высокие кузова до верха загружены черным гравием — сульфидной медно-никелевой рудой. Поднимаемся выше, и вот уже вязкое облако облепило наши "Форды", засверкали учащенно поводки стеклоочистителей. Но видимость от этого не стала лучше — в густой белой вате мне видны только задние фонари впереди идущего автомобиля. Осторожно пробираемся между терриконами.


Внезапно в тумане вырастают огромные бетонные постройки, похожие на заводские корпуса.

Добро пожаловать на объект СГ-3, также известный как Кольская сверхглубокая скважина. Точнее, то что от нее осталось…


Беспощадная штука — история. Ее страницы вырывают, переписывают, меняют местами. То, что знал каждый советский школьник или студент, ныне не имеет никакого значения, ему нет места в переполненной различными развлечениями памяти. Под научными достижениями понимается новое приложение для смартфона. Достижения российской науки малоизвестны. Достижения советской науки высмеиваются или вовсе забыты. А между тем, по ряду направлений советские ученые были на самом деле впереди планеты всей. Касалось это и геологических исследований.


Именно с научными целями в 1970 году стартовал проект Кольской сверхглубокой скважины. Место близ города-завода Никель в Мурманской области было выбрано неслучайно — во-первых, благодаря уже известному обилию в этом регионе ценных ресурсов (никель, апатиты, титан, медь и так далее). Во-вторых, именно здесь нижняя граница земной коры подходит максимально близко к поверхности. А это значит, что бурение тут сверхглубокой скважины помогло бы не только выявить запасы полезных ископаемых (в частности, исследовать глубинное строение Печенгского месторождения никеля), но и ответить на вопросы о строении Земли, о котором в те годы ученые имели весьма приблизительное понимание. Среди прочих задач была всесторонняя отработка технологии глубинного бурения, с целью совершенствования нового поколения аппаратуры для наблюдения, исследования, автоматизации и контроля бурового процесса.


Поначалу бурение производилось серийной установкой «Уралмаш-4Э», предназначенной для нефтяных скважин. До глубины в 2000 метров ствол проходился стальными бурильными трубами, которые позже были заменены на алюминиевые из-за их меньшего веса и большей прочности. На конце размещался турбобур — турбина длиной в 46 метров с разрушающей коронкой на конце, приводившаяся в движение глинистым раствором, который закачивали в трубу под давлением в 40 атмосфер.


По достижению отметки в 7264 метра, проходка осуществлялась более совершенным комплексом «Уралмаш-15000», который был воплощением советской науки и техники. Система работала с большим количеством электроники и автоматики. Твердосплавные коронки были заменены на алмазные. В условиях высокой плотности грунта, ресурс коронок не превышал четырех часов, т.е. от шести до десяти метров углубления. После этого необходимо было поднять и разобрать всю многотонную колонну 33-х метровых труб, что ближе к 12-ти километровой глубине занимало не менее 18 часов.

Вы спросите, зачем все эти сложности? Дело в том, что практически каждый метр проходки сопровождался научным открытием. В лучшие годы на СГ-3 работало почти два десятка научных лабораторий. Изучение образцов породы, поднятых в керне, и спуск в скважину специального оборудования полностью перевернул теоретические знания ученых о строении Земли. Так, гранитный пояс оказался намного толще, чем считали ученые. Базальта на ожидаемой глубине не оказалось вовсе — вместо него пошли пористые гранитные породы, что проводило к множественным обвалам и авариям на буровой. На огромной глубине были обнаружены окаменевшие микроорганизмы, что позволило утверждать, что жизнь на планете появилась как минимум на полтора миллиарда лет раньше, чем считалось до этого. Не подтвердились и утверждения ученых о температурных режимах в недрах планеты — там оказалось гораздо жарче…

Разумеется, бурение такой глубокой скважины было очень затратным. Обвалы грунта приводили к авариям, искривлениям ствола. Очередная авария на глубине в 12 262 метра, практически совпавшая по времени с распадом СССР, оказалась последней в истории Кольской сверхглубокой. Финансировать этот проект было некому. В середине девяностых скважина была законсервирована. Еще через десять лет — окончательно заброшена, при этом оставаясь на тот момент самой глубокой скважиной в мире (и единственной, пробуренной с научными целями).


Разумеется, потом станция, некогда дарившая миру десятки научных открытий каждый год, была полностью разграблена.


Все строения разрушены, включая 70-им метровую башню, в которой размещалась буровая установка. На объекте СГ-3 редкие посетители чувствуют себя сталкерами.

Громко хрустят под ногами обломки прежнего мира. Битое стекло, керамика, ржавое железо, обломки кирпича.


Перед главным корпусом лежит остов гусеничного транспортера.


В стенах корпусов — проломы. Очевидно, кто-то таким образом вытаскивал дорогостоящее оборудование.


В бывших лабораториях разбросаны химикаты.

Вместо дорогостоящей электроники, электрики и автоматики — пустые шкафы, сорванные с креплений.


 

Внезапно в облаке тумана раздается тарахтение дизеля. Инстинктивно пригибаюсь за рухнувшие перекрытия. К разрушенному зданию неспешно подъезжает старый микроавтобус Mercedes. Открытая задняя дверь хлопает по ржавому кузову. Охотники за металлом продолжают свое черное дело…


А вот и она, Кольская сверхглубокая. Что от нее осталось?


Только ржавая крышка с надписью 12 226 метров. Надпись с ошибкой, так как реальная глубина — 12 262 м. Одной из гаек уже не хватает, но почему-то крышку еще не утащили. Боятся?


Местные легенды гласят, что записывающая аппаратура фиксировала в скважине нечеловеческие крики… Конечно, ученые давно нашли этому научное объяснение. Но что мы помним и знаем теперь о науке?

Дождь усилился. Останки Кольской сверхглубокой окончательно скрылись во влажной туманной толще. Не хочется говорить о символичности этой ситуации, но других мыслей после посещения СГ-3 не остается.

ё

Будущее цивилизации, забывающей свое прошлое, не может вызывать ничего, кроме опасения…

Tags: ford, fordзакраем, travel, авто, заброшка, кольская сверхглубокая, кольский, путешествия, россия, сг-3
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →