Восхождение на вулкан Сибаяк, Суматра.
камера
artemspec

Вулкан Сибаяк (Gunung Sibayak) располагается на севере Суматры, на 2100 метров возвышаясь над горным городком Берастаги (1300 метров над уровнем моря). Последнее извержение этого вулкана датированно 1881 годом, и сегодня на официальных картах этот вулкан обозначен как "Гора Сибаяк / Mount Sibayak". Однако его горячее дыхание до сих пор отчетливо прорывается из под слоев пепла и лавы.

Подъем к вулкану начинается прямо от городской города. Случись тут извержение, шансы местных жителей будут невысоки. По пути к подножию нам встречаются плодородные поля и сады - Берастаги по праву считается "житницей Суматры". Кстати, за внешней непритязательностью, Берастаги - очень интересный городок, которому будет посвящен отдельный рассказ.

По своей классификации, Сибаяк - это стратовулкан (от лат. stratum — слой), или слоистый вулкан — тип вулкана, имеющий коническую форму и сложенный из множества слоёв затвердевших лавы, тефры и вулканического пепла. Стратовулкан характеризуется высокой, крутой формой и периодическими взрывными извержениями. Извергаемая лава — вязкая и густая, благодаря чему она застывает прежде, чем успевает далеко распространиться.

Существует мнение, что "дышащий" вулкан, такой как Сибаяк, безопаснее полностью спящего, поскольку выделяющиеся газы не скапливаются в недрах вулкана и не образуется пузыря, выталкивающего лаву на поверхность. Поэтому основная опасность на Сибаяке связана с риском заблудиться, оступиться и получить травму - такие случаи с туристами случаются там регулярно. Взвесив все, мы решили не пренебрегать услугами гида (250 000 рупий, или 28 долларов за дневной треккинг для двух человек).

О нашем гиде следует сказать отдельно. Его имя, а скорее прозвище - Смайли (Smiley), ему 45 лет, и более 20 из них он работает гидом, практикуя во всем регионе - от джунглей Ачеха до Берастаги. Смайли держит в городе кафе и гест-хаус, а также является одним из последних батаков - некогда доминирующей местной народности. Его бабушка была каннибалом, как и все батаки - и его дреды с ним начиная с момента появления первых волос. Помимо прочего, Смайли - прекрасный собеседник, неплохо владеющий английским языком и имеющий хорошее чувство юмора.

Подняться на вершину, к кратеру вулкана можно двумя способами - через джунгли и по дороге. Мы оказались в Берастаги в конец сезона дождей, и Смайли не рекомендовал нам подниматься через джунгли, о чем мы впоследствии ни разу не пожалели. Еще один "чит": первые несколько километров трека достаточно унылые со спортивной точки зрения - эта часть проходит по хорошей асфальтовой дороге, поэтому поджидавшая нас у билетной кассы маршрутка оказалась весьма кстати. На микроавтобусе мы доехали до конца асфальтовой дороги. От этой точки до вершины кратера - около часа пути.

Начало пути на вулкан - по идеальной тропе, построенной много лет назад. Пыхтящий серными гейзерами, вулкан Сибаяк был исследован голландскими колонистами еще в 19 веке - и быстро стал популярным объектом для треккинга. Произошло это вскоре после того, как предки нашего гида научились от голландцев выращивать фрукты и овощи, и пообещали окончательно завязать с каннибализмом.

По мере приближения к кратеру, тропинка становится все уже.

По мере набора высоты, тропинка становится не только уже, но и труднее. Мокрые камни и желтая глина - скользко!

Тропинка в тумане

Подъем становится все интереснее.

Цветочки у тропинки

Вулканический ручей. До жерла вулкана - рукой подать. Воздух становится все плотнее насыщен ароматом серы.

А вот и источник серного запаха - желтое жерло фумаролы. Фумарола — это своеобразный колодец, уходящий глубоко в земные недры - через него пробиваются горячие газы, растворенные в магме.

Над крупными фумаролами клубится густой пар, поскольку в магме содержится большое количество воды. Помимо воды, через фумаролы выделяется углекислый газ, всевозможные оксиды серы, сероводород, галогеноводороды и другие химические соединения, что делает эти выделения опасными для человека. Впрочем, Сибаяк дымит сейчас несильно.

Насыщенные водой и приправленные острым серным запахом, фумарольные дымы — это питательная среда для некоторых видов бактерий, и многие минералы, образующиеся у фумарол, например, самородная сера, имеют биологическое происхождение. Самородная сера такая самородная. Иногда к фумаролам приходят сборщики серы, собирающие свежий урожай.

Посмотрев на фумаролы, мы направились дальше, к кратеру.

Через примерно час от начала подъема (с перерывами на фотосъемку), мы оказались на краю кратера вулкана. К сожалению, на этом восхождении нам не повезло с погодой. Мелкий дождь в молоке тумана не позволял оценить красоту всей потенциально открывающейся перед нами панорамы кратера. Ограниченная видимость делала невозможной съемку удаленных объектов - все было в тумане.

В настоящее время в кратере вулкана находится небольшое озерцо, на частично пересохшем дне которого камнями выложены имена посетивших его непочтительных туристов.

Из-за сильнейшей влажности объектив камеры и видоискатель постоянно покрывались каплями воды. Как я ни старался, поменять объектив без жертв не удалось - в каплях оказалось также зеркало камеры и матрица. Впрочем, при известной сноровке, "на скорость это не влияет".

То тут, то там, встречаются гигантские минеральные образования причудливой формы - это вулканические бомбы, т.е. комки или обрывки лавы, выброшенной во время извержения вулкана в жидком или пластическом состоянии из жерла и получившие во время полёта и застывания на воздухе специфическую форму.

В результате вращения в полёте вулканическая бомба может приобрести витую либо веретенообразную форму. Из-за пластичной консистенции вулканические бомбы часто меняют форму во время полёта или при ударе о землю. Жидкие лавы, не успевающие охладиться в воздухе, при ударе о землю приобретают коржеобразную форму.

Помимо вулканических бомб, внутри кратера тут и там встречаются нагромождения кусков лавы.

В плохую погоду лазать по скользкой лаве без соответствующей обуви и перчаток было бы весьма затруднительно, так что в очередной раз мы порадовались, что взяли с собой всю необходимую экипировку, включая треккинговые палки и мембранные ветровки.

Вулканическое озеро в тумане

Вода в таких кипящих источниках богата кислотой и серой. Пить ее не рекомендуется.

Лена

Смайли

Камни на дне озера

Грунт богат серой

К сожалению, на Сибаяке бывает немало местных туристов, которые наплевательски относятся к природе, выбрасывая пустые бутылки, банки и пакеты от чипсов в местах их опустошения. Кто-то потерял и вибрамовскую подошву.

В том числе, мусор валяется непосредственно в фумаролах.

Пара кусочков серы из фумаролы на память

Безуспешно прождав хорошей погоды более полутора часов, мы приняли решение возвращаться в город. Кратер вулканы был все так же плотно укутан облаками, как и утром.

Один из пиков кратера.

Дождь был несильный, и спускаться с вулкана мы решили через джунгли. Напоследок - взгляд на стенку кратера.

Еще один

Под ногами - вулканические породы и папоротники.

Облака плотно укутывали Сибаяк и соседние вершины.

Чем ниже, тем больше растительности на склонах.

Спустившись ниже, мы вышли из облаков, и вокруг немного прояснилось. Стало ясно, что виды по сторонам восхитительные

Вид с высоты

Внезапно тропа, по которой мы двигались, нырнула в плотные, смыкающиеся над головой заросли.

Вид на вершину

Скоро по сторонам будут только джунгли. А пока такой вид.

Наступило время Jungle Trek!

Спуск, скользкий и опасный в непогоду, преодолевается в том числе и при помощи лиан

Каменистая часть спуска

Джунгли самые настоящие, с гигантскими папоротниками.

и зарослями бамбука,

а также яркими и крупными цветами дикого имбиря.

Метка

Около полутора часов спуска - и на этом наше восхождение на Сибаяк было окончено. Мы вышли из джунглей в долину. Заключение по треккинговой части таково: в связи с относительной доступностью, Сибаяк является наиболее простым для треккинга из числа всех посещенных мной вулканов. Однако верхняя часть все же по большей части лишена утоптанных троп и оставляет простор для выбора траектории движения. Дом у подножия вулкана.

Конечная точка трека - Semangat Gunung, место, где из под земли массово вырываются горячие гейзеры, питающие, в том числе, и геотермальную электростанцию (геоТЭС), обеспечивающую Берастаги светом и теплом.

Горячий пар бьет из под земли, попадая в так называемый теплообменник, где энергия горячей воды преобразуется в электрическую. Это происходит посредством турбины и генератора, как и во многих других типах электростанций. В результате всех манипуляций, жители и предприятия Берастаги получают очень дешевое электричество - в месяц за дом люди платят около 7 000 рупий, т.е. меньше 1 доллара США.

Также чекпоинт Semangat Gunun интересен своими горячими источниками, в которых можно вдоволь поплескаться в сернистой водичке любой степени нагрева, а также заправиться "Бинтангом".

Из ванн источников открывается замечательный вид на боковой кратер Сибаяка.

Фумаролы покрывают стенки кратера

Дымящаяся расщелина

Погревшись в источниках, мы отправились в сторону города пешком, чтобы сфотографировать общий вид на Сибаяк.

Пейзаж по пути в город почти не носит признаков цивилизации.

Но если приглядеться, тут есть и линии электропередач, и спутниковое телевидение.

Вскоре мы поймали маршрутку, и отправились на знаменитый местный рынок, о существовании которого, тем не менее, неизвестно большинству туристов, бывших в Берастаги. Но об этом - в одном из следующих постов!

Путешествие по северу Суматры - осень 2011

Национальный парк Gunung Leuser National Park. Царство орангутанга.
Деревня Букит Лаванг
Легендарный рынок Берастаги
Восхождение на вулкан Сибаяк
Закат на необитаемом острове
Берастаги, северная Суматра
Тоба - крупнейшее вулканическое озеро в мире
Тонггин - затерянный мир на берегу озера Тоба
Сингкил - порт-призрак на краю земли
Архипелаг Баньяк: Первое знакомство. остров Балаи.
Райский остров Паламбак: Предисловие
Возможность острова: Путь на необитаемый остров Паламбак
Отпуск на необитаемом острове
Прибрежный обитатель

Buy promo for minimal price.

Артем, респект!

кайфово!

круто! но длинно )
про мусор печально.

ты уже в сайгоне?

нет. с 10-го ноября там буду.

спасибо, интересно

красота красота красота!

но и там нас__ть умудряются,..

да, даже на необитаемом острове в индийском океане мы постоянно сталкивались с мусором , который приносит море - бутылки, фантики, сети, деревяшки, и видели, как он туда попадает...

ты хочешь снискать лавры сергея доли?)

в плане бизнеса или в плане фото?)) или в плане поездок? путешествовать как Сергей у меня шансов пока нет)))

Одно удовольствие читать и смотреть :)

Очень интересно :)

жаль был туман (

Воняет серой жутко? Дышать можно?

воняет! можно, но лучше через маску)

по мне так это самое стрёмное
а если вдруг чуть дыхнём серой прям в рожу - можно же отравиться

Респектище))))) Красота!!!!!

Уххх, красота необыкновенная!

очень круто! понравилось.

Очень красиво! Яркие краски и такие пейзажи - иногда даже не верится, что природа настолько разнообразна на нашей планете! =)

ух! прям дух захватывает! я была на вулкане Этна, тоже круто. Но ваш Сибаяк оказался интереснее!

красиво, понравилось...

фотки в тумане хороши, мне даже больше нравятся, чем если бы тумана не было...

P.S. и все таки, сравнивая со своим похожим треком на мадейре, какие же они разные, вулканы... совсем разные... свой отчет чуть позже напишу...

да, чуть не забыл... трек короткий какой-то получился, не?...

у нас с сыном на мадейре "туда" 3км неспешно с фотопривалами получилось за 2,5 часа, "обратно" 4,5км за 2 часа... учитывая время на передышки и время, проведенное на вершине, на круг вышло 5 с лишним часов...

мы стартовали в 8 утра, потом поднялись несколько километров на маршрутке (этот участок скучный - 2.5 часа треккинга по асфальтовой дорожке). К финишу трека - горячим источникам - мы спустились примерно в 13 часов. Потом после источников еще шли минут 40 в сторону города)

вулканы все разные очень да!

Восхождение на вулкан Сибаяк, Суматра.

pingback_bot

2011-10-20 11:18 am (UTC)

User m_chernikov referenced to your post from Восхождение на вулкан Сибаяк, Суматра. saying: [...] Оригинал взят у в Восхождение на вулкан Сибаяк, Суматра [...]

Ваш пост признан прекрасным и процитирован в дайджесте «FLASH-V» По правилам дайджеста, мы готовы перевести на Ваш яндекс-кошелёк или телефон скромное вознаграждение в 100 рублей от фонда предпринимателя Артура Перепёлкина “V Rome”. Для этого сообщите нам, пожалуйста, необходимые цифры. Так же мы можем переадресовать Ваш гонорар в фонд «Справедливая помощь» http://doctor-liza.livejournal.com. Большое спасибо.

мимо проходил

muph

2011-10-20 11:48 am (UTC)

неплохие фото, а без бездумного виньетирования были бы классными.

Re: мимо проходил

artemspec

2011-10-20 06:55 pm (UTC)

спасибо. попробуем без виньетирования. но мне этот эффект оч нравится, я все вижу именно так

Спасибо за пост!
А координаты гида остались?
И еще тогда сразу вопросик - а какие цены в городе? На гостиницу и тп, скажем?

Dr. Smiley +6281376455825
жилье недорогое, 150-180 рупий за номер. там одна улица в городе, JJ Veterans, она невероятно шумная, не уверен что легко получится там спаать. мы заселялись в wisma sibayak international guesthouse - это место близко к сибаяку, но от центра туда идти минут 25, и ночью просто очень холодно